ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ДОУ  

 

 

Структура раздела ДОСТУПНАЯ СРЕДА официального сайта образовательной  организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

— о специально оборудованных учебных кабинетах;

— об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;

— о специальных условиях питания;

— о специальных условиях охраны здоровья;

— о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

— о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;

— о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

                                            

       В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 

В современном образовании поставлена задача - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды. 

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

 

- закономерности психического развития,

- показатели здоровья дошкольников,

- психолого-физиологические особенности,

- уровень общего развития,

- коммуникативные особенности и речевое развитие,

- эмоциональное благополучие.

 

 В соответствии  с требованиями ФГОС ДО  создание  специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья созданная в группах  развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, строится с учетом его склонностей и интересов, облегчая  процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения  принципов ФГОС.

 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

 

1. О специально оборудованных учебных кабинетах.

В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты, а также специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда, психолога. А так же — музыкальный зал, физкультурный и игровой зал.

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, туалетная и умывальная. Помещение оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и с учетом потребностей воспитанников с ОВЗ.

 

2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В целях оказания качественной психолого-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам в ДОУ существует уголок (место) педагога – психолога. Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей,  обеспечению  их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

 

Кабинет оснащен диагностическими и коррекционно - развивающими  методиками, учебно-методическими пособиями для обследования и развития интеллекта, памяти, внимания, мышления;  счетным материалом, пирамидками, разрезными картинками разной конфигурации, наборами карточек на обобщающие темы, развивающими играми В. Воскобовича, игровым  набором  Фребеля, развивающими пособиями и играми для формирования логики, восприятия, координации движений, инструментами для развития тактильных ощущений, играми и пособиями для развития сенсорики и мелкой моторики, дидактическим материалом, коррекционно-педагогической литературой, игрушками. Имеется дидактический стол для проведения песочной терапии.

 3. О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

     В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,
справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

4. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

      В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — шведская стенка,  гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, спортивный комплекс. Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен, поэтому,  для детей с ОВЗ предусмотрен спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, шнуры, скакалки, гантели, кольцеброс,  кегли, конусы, коврики для занятий, следовые и массажные, тактильные дорожки для профилактики плоскостопия, теннисный стол и мн.др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН.

 

5. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

    В образовательной деятельности детского сада используются средства обучения, предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации  образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно - образовательных задач в оптимальных условиях. Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 

     ДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.

 

Наличие специальных средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  

 

6. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.

 

Обеспечение доступа в здание МБДОУ ЦРР д/с №1 «Радуга» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а

также оказания им при этом необходимой помощи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада №1 «Радуга» муниципального образования г. Новороссийск.

• На входных воротах на территорию учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.

• Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.

• Со стороны центрального входа оборудован пандус, обеспечивающий беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

• Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.

• Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц  с ОВЗ

 

 

 

 

7. О специальных условиях питания.

 

Оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают потребность воспитанников в 4-х разовом  питании. Отдельного меню для детей с ОВЗ и инвалидов  – не предусмотрено.

 

8. О специальных условиях охраны здоровья.

 

Здание МБДОУ ЦРР детский сад № 1«Радуга» оснащено автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны, необходимыми табличками и указателями. Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, охрана учреждения осуществляется круглосуточно.

Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ  оборудованием.

 

Подробно об условиях охраны здоровья

 

9. О доступе к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

Официальный сайт образовательной организации имеет версию сайта для слабовидящих. Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрено. 

 

10. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.

 

11. О наличии специальных технических средств обучения  коллективного и индивидуального пользования.

 

 В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мобильная и стационарная мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук), музыкальный центр, пианино.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

 

12. О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

 

В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.

 

13. О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

В МБДОУ отсутствует общежитие и интернат.

 

                            Нормативные документы

 

 

 

      

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (редакция от 29.12.2017) «Об образовании в Российской  Федерации».

 

 

 

Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

 

Федеральный Закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов от 25.04.2012.

 

 

Федеральный закон 01.04.2020 № 98-О внесении изменений в отдельные законодательные акты

 

 

Постановление №969 от 12.10.2015 Доступная среда Кр край.

 

 

 

 

 

                      Локальные акты

 

     

      Договор о взаимодействии с ЦДиКк

 

 

 

      Приказ ППк.

 

   

      Положение ППк

 

 

          

      АОП - шаблон.

 

                   Файлы

 

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи